Комсомольский-на-Амуре государственный университет

Komsomolsk-na-Amure state university

22 ноя, Пятница
неделя по знаменателю



Городской сервер Комсомольска-на-Амуре komcity.ru от 15 июня 2020 года


В начале июня вышла в свет книга «Лисы мастерских», написанная профессором КнАГУ Александром Альфредовичем Шунейко. Тираж был напечатан в московском издательстве. Книга посвящена жизни творческой богемы. По словам автора, профессора кафедры «Лингвистика и межкультурная коммуникация» КнАГУ, работа над произведением продолжалась примерно год. Но сама тема зрела давно и в какой-то момент потребовала своего воплощения. Александр Альфредович всегда находится в центре событий, связанных с выставками и другими событиями творческой среды города Юности, так что тема ему очень близка.
 
Обложку книги оформил местный художник Александр Трипольский, а иллюстрации на страницах принадлежат кисти Рупрехта фон Герценштубе.
 
Согласно аннотации, читателя книги «Лисы мастерских» будут ждать любовь и драки, зависть и слёзы, тайны и откровения, пустые бутылки, тюбики и холсты, выставки и помойки — их всего это строится мир современных художников. Повествование рассказывает о судьбах пяти провинциальных и столичных художников с 70-х годов XX века до наших дней. Пятьдесят лет действия охватывают смену эпох, идеологии, эстетики, ценностей и разговоров.
 
— О Комсомольске-на-Амуре писали тогда, когда нужно было показать подвиг, своеобразное чудо сотворения города там, где сама природа была против, силой воли партии и мускул комсомольцев, умалчивая жизни заключённых. А потом стало как-то стыдливо не принято. Это и понятно: с тем же пафосом о городе, где многого уже нет, рассказывать — можно и посмешищем стать. Тем более в расчёте не на узкий круг приверженцев идеологии создателей города, а на современного, требовательного, избалованного постмодернизмом читателя. В такой ситуации особенно радует появление изданного в столичном издательстве романа Александра Шунейко «Лисы мастерских (записки модели)», — делится впечатлениями о книге Иван Авдеенко, доцент кафедры русского языка и литературы Факультета филологии и межкультурной коммуникации АмГПГУ. — О чем эта книга? О художниках. Да, в Комсомольске была и есть богема. И её жизнь не менее насыщена событиями, чем у героя-строителя. Тем более, что и стройки без неё не обходились. Иных уже нет: одни ушли в сердца и легенды, как Василий Некрасов, другие — в память и анекдоты, многие ещё с нами. Им достаются залы музеев или стены школьных коридоров, их вытесняет бездушный цифровой мир, но пока они есть, в этом мире остаётся душа. Конечно, книга о городе. Вот только о каком? Только ли о Комсомольске? Что принципиально и выгодно отличает роман Александра Шунейко от творчества предшественников, так это то, что не автор рассказывает о своём видении и даже не персонажи, а сами шедевры (отметим, самого разного плана и в самых неожиданных условиях созданные), стены (от них не отстают полы, потолки и другие плоскости), квартиры, чуланы, подъезды, подвалы, чердаки, мансарды, дома, краски, кисти, предметы — всем автор позволяет высказаться. А рассказать им, как оказалось, очень даже есть о чём.
 
О чём они рассказывают? О своей жизни и смерти, о разных мирах: творческих мирах художников и мирках их семей, о мирах людей и государства, мирах города и страны, мирах провинции и столицы, мирах России и Европы, мирах предметных и духовных, мирах прошлого, настоящего и будущего многострадальной страны, которая пережила и ещё переживет не одну сотню нечеловеческих потрясений. Соединяют все эти миры — художники. А узел, которым они так или иначе связаны, где бы ни родились и где бы ни работали, трезвенничали они или безбожно пьянствовали, трудились ли или делали вид, имели талант или не имели, были честны с собой и другими или заблуждались и водили за нос, поддерживали строй или пытались выскочить, — Комсомольск-на-Амуре. Или очень похож на него.