23 ноя, Суббота
неделя по знаменателю
С 5 по 7 октября в Комсомольске-на-Амуре проходит Второй Дальневосточный конгресс инженеров. Первый состоялся летом 2013 года, когда восстановившаяся после череды кризисов, шоковой терапии и всевозможных экспериментов экономика внезапно почувствовала острый кадровый и конкретно инженерный голод. Тогда главной идеей форума, сформулированной губернатором Вячеславом Шпортом, было привлечь внимание молодёжи к инженерной профессии, показать её востребованность, общественную значимость, престижность, перспективность в плане творческого и карьерного роста.
Сегодняшняя программа форума, помимо серьёзного разговора о путях формирования современного инженерного сословия, содержит массу мероприятий уже более прикладного характера: мастер-классы по внедрению и коммерциализации инноваций, круглые столы по обмену опытом взаимодействия между инжиниринговыми компаниями и крупными предприятиями. Среди тем к обсуждению: особенности привлечения инженерных кадров в ТОСЭР. И совершенно реальное событие - закладка уникальной инженерной школы в Комсомольске-на-Амуре.
Между первым
и вторым
Означает ли это, что сегодня острота вопроса заполнения кадровых инженерных вакансий несколько спала? Что за два года произошли позитивные изменения в системе подготовки инженерных кадров и профессиональной ориентации? Были реализованы идеи и предложения первого конгресса, большинство самых «больных» инженерных вопросов удалось «снять»?
Безусловно, за два года, прошедших между первым и вторым конгрессом, в жизни края произошли большие перемены. Отрасли, которые испытывали самый острый кадровый голод, получили молодых специалистов, подготовленных нашими вузами и не только нашими. Наиболее известные предприятия за это время нарастили свои объёмы производства, получили серьёзные государственные и частные заказы, стали более эффективными, а следовательно, способными обеспечить своим инженерам более достойную заработную плату. Ведущие предприятия развернули социальные и жилищные программы для молодёжи. При этом, по данным минэкономразвития, сегодня экономика по-прежнему нуждается в инженерах - выпускниках вузов. Самая большая потребность в отраслях и сферах, связанных с машиностроением, электро- и теплоэнергетикой, наземным транспортом, электроникой и радиотехникой, информатикой, вычислительной техникой. И это радует, поскольку наши вузы именно таких специалистов и выпускают.
За два года появились десятки новых инновационных и просто инжиниринговых компаний, которые серьёзно помогают «крупняку» в плане модернизации, технического переоснащения. Только при Комсомольском-на Амуре государственном техническом университете таких инжиниринговых компаний создано 11, и все находят применение на предприятиях города.
Технопарк Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета уже сегодня во многом выполняет функцию инжинирингового, инновационного центра и центра творческого развития выпускников университета.
Региональный инжиниринговый центр в Хабаровске, получивший путёвку в жизнь как раз во время проведения первого конгресса инженеров, уже два года «сводит» частные компании, которых на территории края порядка 200, и предприятия, нуждающиеся в решении технических проблем в краевом масштабе. Центр стал неким гарантом качества с одной стороны и платежеспособности с другой.
Ещё одна вечная проблема инженеров - оформление, коммерциализация, внедрение своих идей - тоже постепенно находит решение. Дальневосточное агентство содействия инновациям (ДАСИ) помогает им в поиске инвесторов, оформлении всевозможных документов.
Но ещё не все вопросы нашли своё решение. Например, в части формирования активного спроса на инновации у ведущих предприятий и корпораций. Нестыковки в 44-м федеральном законе как бы исключают участие инновационных продуктов в конкурсах и госзакупках. Поэтому одна из секций второго инженерного конгресса будет посвящена именно обсуждению инновационной стратегии региона.
Новые идеи
два года спустя
Нашли отражение в жизни края идеи, высказанные на прошлом инженерном конгрессе. К примеру, советник президента ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Владимир Маханов на первом форуме аргументированно обрисовал, какую важную роль в вовлечении в инженерное сословие талантливой молодёжи играет социальная инфраструктура, каких успехов в этом плане добиваются в иных регионах. И вот продолжение: одним из главных направлений развития ТОСЭР «Комсомольск» является строительство жилья и инфраструктуры для молодых специалистов, в том числе инженеров. Серьёзные предприятия развивают собственные жилищные ипотечные программы.
Взяты на вооружение программы поддержки развития кластеров на федеральном уровне. Получила развитие идея о необходимости развития в Хабаровском крае не только авиа- и судостроительного, но и строительного, железнодорожного, минералогического кластеров. Именно такой формат лучше всего решает вопрос взаимодействия крупных промышленных предприятий и небольших инжиниринговых компаний. Тогда, прямо в ходе конгресса наметились новые линии взаимодействия между предприятиями-участниками кластера. Например, между «Амурметаллом» и инновационным предприятием, специализирующемся на антикоррозийном покрытии, продукция которого была представлена на выставке первого конгресса.
От школы
до производства
За два года, прошедшие между конгрессами, в Хабаровском крае была выстроена и отточена система тонкой настройки образования под задачи экономики края. В её основе - кластерный подход. Сегодня в крае создано 12 отраслевых учебно-производственных кластеров по ключевым направлениям экономики края: авиационный, судостроительный, энергетический, машиностроительный, просто строительный, транспортный, кластер IT-технологий и целый ряд других. В каждый входит базовое, опорное предприятие или предприятия, определённый вуз, среднее профессиональное учреждение и даже обычные школы, старшеклассники которых знакомятся со всем этим в плане профессиональной ориентации.
В полном объёме реализуется в крае проект «профессиональная ориентация». Внедряется технология дуального обучения, когда теоретическая часть изучается в вузе, а вся практическая - на предприятии. В крае это начали делать раньше, чем в иных регионах.
Четыре вуза края - ТОГУ, ДВГУПС, КнАГТУ, ХГАЭП - ведут подготовку необходимых кадров для машиностроения, лесопереработки, горной промышленности, строительства, энергетики. Они же сейчас готовят кадры для ТОСЭР и готовы при необходимости открыть дополнительные специальности. В 2015 году, скажем, для ТОСЭР «Ракитное» будет выпущено 150 специалистов высшего образования. Готовые выпускники есть уже и для «Авангарда», и для «Хабаровского аэропорта». Система образования гибкая и готова в кратчайшие сроки отреагировать на потребности рынка.
Как говорит министр образования правительства края Алла Кузнецова, наша задача, чтобы ребёнок видел все возможности развития. В том же Комсомольске создан конструктор для старших дошкольников и младших школьников, позволяющий детям проявить свои инженерные задатки. Этот конструктор сегодня распространяется в образовательных учреждениях Хабаровского края. Популярность получила в школах робототехника. Объявлен конкурс грантов по развитию технической профориентации молодёжи, как достойного пути самореализации.
Система образования чутко реагирует на потребности общества в инженерах.
Очень показательно, что набор на инженерные и технические специальности в вузы края в этом году составил 49 процентов от общего числа бюджетных мест. Причём цифры приёма согласованы с потребностью в подобных выпускниках во всех сферах экономики края. Плюс заочники. В целом порядка трёх тысяч выпускников края и региона пошли учиться на инженеров. Это порядок больше, чем два года назад, когда проходил первый конгресс инженеров. И говорит о том, что правительство страны учло прозвучавшие на нём вопросы, с одной стороны, а выпускники услышали всё сказанное о важности и нужности профессии инженера - со своей стороны.
Уже начато в России движение инженерных соревнований. Буквально в конце октября в Екатеринбурге, индустриальной столице страны, пройдёт чемпионат по сквозным техническим профессиям. Он называется «Worldskills Hi-Tech». Делегация края туда поедет, дабы перенять передовой опыт.
Начата работа по созданию опорных региональных высших профессиональных заведений, которые активнее всего работают непосредственно с производством.
А их всё равно
не хватает
Но до сих пор не решена другая, не менее важная задача, обозначенная в ходе первого инженерного конгресса: готовить инженеров, обладающих и широкими знаниями, и реально изобретательским подходом, который даёт возможность находить решение в любой отрасли техники. Сегодняшняя выстраивается узко направленная, отраслевая подготовка, когда зачастую инженера готовят на заказ для конкретного предприятия. Но она должна быть дополнена фундаментальными инженерными знаниями и навыками.
Остаётся и проблема уровня подготовки, неудовлетворённость производства компетенцией выпускников, не соответствием их знаний современному уровню.
И, конечно, поиск выхода из этой ситуации найдёт отражение в работе нынешнего, второго конгресса инженеров. Один из путей - изменение стандартов образования, обязательность серьёзной базовой подготовки.
Цифры говорят и о других проблемах. По данным краевого комитета по труду и занятости, на сегодня остаются незанятыми более 400 вакансий инженеров. В том числе 3 главных инженера в промышленности и 4 главных - в иных отраслях. 93 рядовых инженера разной направленности в различных районах края, 2 инженера бортового отряда, 70 (!) инженеров по качеству, 11 - по подготовке производства, 9 инженеров по сварке. Не хватает 8 инженеров по электросвязи, 4 инженеров-конструкторов, инженеров по эксплуатации оборудования, инженеров-проектировщиков и даже инженеров-программистов. Самый же большой неудовлетворённый спрос на инженеров-технологов (90 пустующих вакансий).
При этом примерно столько же - 414 инженеров числятся безработными на бирже труда. 282 из них инженеры общего профиля, 49 инженеров-механиков, 22 безработных инженера-строителя, 14 инженеров-технологов, 15 инженеров-экономистов. Почему вакансии и безработные не находят друг друга - самый большой вопрос.
Первое - это крайне низкий уровень оплаты труда, заявленный работодателем. Скажем, главному инженеру промышленного производства на предприятиях Комсомольска-на-Амуре предлагают зарплату в 30 тысяч рублей, инженеру-программисту или инженеру конструктору - всего в 17 - 18 тысяч рублей. Инженеру по сварке - 18 300 рублей, инженеру по подготовке производства - менее 20 тысяч. Просто невероятную зарплату предлагают, например, инженеру по эксплуатации и ремонту гидротехнических сооружений - 12 тысяч рублей - на уровне прожиточного минимума.
Во многом это объясняется тем, что инженер нужен где-то в Амурске или Солнечном, а проживает он в Хабаровске или Советской Гавани. Да и по профилю вакансия и соискатель не совпадают. Скажем, в нашем прославленном промышленном центре Комсомольске-на-Амуре на 68 вакансий - целых 114 безработных инженеров.
Отсюда и одна из ключевых тем второго конгресса инженеров - возможности переобучения и переквалификации специалистов, повышение их трудовой мобильности.
Но, наверное, на уровне края не решить вопрос о низкой эффективности того или иного производства, которое предлагает дипломированному инженеру 12-18-тысячную оплату труда. Здесь уже необходимо говорить об общей промышленной, налоговой, экономической политике государства.
Будут ли ставиться эти проблемы перед высокими гостями конгресса из Правительства Российской Федерации, государственных корпораций и иных ведомств? Что предложит нам фонд «Сколково»? Об этом «Тихоокеанская звезда» расскажет в своих репортажах со Второго Дальневосточного конгресса инженеров.
Раиса ПАЛЕЙ.
Говорят участники конгресса
Андрей Климов, мэр города Комсомольск-на-Амуре:
- Конгресс уже успел стать эффективной площадкой, на которой обсуждаются наиболее острые проблемы, стоящие перед экономикой города и края. Это - вопросы привлечения квалифицированных кадров на предприятия, повышения престижа технического образования.
Мы вместе с краевыми властями подготовили целый комплекс мероприятий, приуроченных ко второму конгрессу - практические занятия, тренинги, мастер-классы, соревнования, экскурсии на заводы. Все это позволит школьникам, студентам познакомиться с профессией инженера, понять, насколько это интересно и важно. Теория, конечно, - хорошо, но будущий инженер воочию должен увидеть производство и конечный продукт - самолет, корабль, подводную лодку и так далее. Такая возможность будет у всех участников мероприятия.
5 октября дан старт строительству новой инженерной школы. В эти дни в городе состоятся еще несколько значимых событий – завершение строительства сотого самолета SukhoiSuperJet100, вывод из цеха АСЗ большой подводной лодки Б-187 «Комсомольск-на-Амуре», открытие памятного знака ТОСЭР «Комсомольск».
Мы рады видеть в город юности всех участников конгресса!
Николай Брусникин, первый заместитель председателя правительства края по вопросам инвестиционной, территориальной и промышленной политики:
- Мы хотим, в первую очередь, чтобы это мероприятие стало интересным для молодежи, студентов, для начинающих инженеров. Потому что вопрос подготовки кадров для нас первоочередной. Исходя из этого мы и выстраивали программу конгресса. У участников будет возможность пообщаться с представителями ведущих инженерных школ страны, на семинарах фонда «Сколково» обсудить коммерциализацию своих разработок, на мастер-классах найти новых партнеров для решения технических задач. Кроме того, конгресс станет площадкой, на которой обсудят перспективы дальнейшего развития Комсомольска-на-Амуре. Сегодня совершенно очевидно, что у города есть потенциал для появления новых производств. На конгрессе мы предусмотрели серьезную дискуссионную площадку по развитию космических технологий на Дальнем Востоке. Будет блок, посвященный беспилотным летательным аппаратам. И, конечно, большое внимание будет уделено развитию производств в рамках ТОСЭР.
Эдуард Дмитриев, доктор технических наук, ректор Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета:
- Дальневосточный конгресс инженеров уже зарекомендовал себя как полезная и конструктивная площадка, нацеленная на аккумуляцию идей, мнений, заключения соглашений и контрактов на решение реальных производственных задач региона. Об этом свидетельствует, тот факт, что проведение I Дальневосточного конгресса стало важным стимулом не только для развития ведущих промышленных предприятий города юности, но и Технопарка КнАГТУ.
Нынешний конгресс инженеров должен задать не менее мощный импульс развитию инженерного образования, способствовать повышению качества подготовки кадров, а также обеспечить эффективность внедрения инновационных разработок в реальный сектор дальневосточной экономики. КнАГТУ готов к сотрудничеству и реализации взаимовыгодных проектов в целях создание в нашем крае динамично развивающихся наукоемких производств.
Анатолий Перевалов, кандидат технических наук, доцент самолетостроительного факультета Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета:
- В рамках дискуссионной площадки «Возможности создания производства беспилотных и малых летательных аппаратов» я познакомлю участников конгресса с опытом Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета по созданию малых летательных аппаратов. Также надеюсь обсудить с коллегами наиболее острые проблемы, стоящие перед дальневосточной авиацией. Это - вопросы внедрения беспилотных аппаратов, совершенствования законодательства о полетах, создание инфраструктуры для развития малой авиации в регионе. В рамках конгресса пройдут различные мастер-классы с участием ведущих российских специалистов и инженеров. А это значит, что я смогу познакомиться с опытом настоящих профессионалов и овладеть новыми практическими навыками.
Наталья Осинцева, молодой учёный Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета:
- Для меня, как историка, Дальневосточный конгресс - событие историческое. А поскольку сфера моих научных интересов - социально-экономическое развитие Хабаровского края, взаимодействия российского Дальнего Востока России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, проблематика конгресса для меня представляет особый интерес. Конкурентоспособность Дальнего Востока России в Азиатско-Тихоокеанском регионе во многом зависит от того, насколько динамично будут развиваться наукоемкие производства в нашем регионе. А это невозможно без эффективной подготовки и привлечения квалифицированных кадров на предприятия, повышения престижа технического образования, внедрения и коммерциализации инновационных российских разработок.
Вячеслав Кондратюк, главный инженер ОАО «Дальэнергомаш»:
- Проведение очередного инженерного конгресса я считаю необходимым. До сих пор мы ощущаем дефицит выпускников технических вузов по машиностроительным профессиям. Да и качество специалистов не всегда на высоте. По сути рынка квалифицированных инженеров так и нет. Молодёжь берём прямо из института, обучаем, специализируем под потребности производства. Никогда не отказываем в производственной практике студентам ТОГУ и иных вузов. Тем не менее сегодня у нас две вакансии инженеров-конструкторов.
Кадровую проблему, считаю, нужно решать комплексно - популяризировать профессию и повышать оплату труда инженеров. Наш завод в августе нашёл возможность повысить заработную плату коллективу. И это сразу сказалось на притоке кадров, в том числе инженерных.
Позволила же решить финансовый вопрос дополнительная загрузка предприятия: импортозамещение становится реальностью. Мы получаем сегодня заказы от компаний, которые ранее ориентировались на импортную продукцию.
Думаю, одной из ключевых тем конгресса инженеров должна стать тема повышения востребованности российских предприятий.
Виктор Карасёв, директор ООО «Стройальянс»:
- На конгрессе инженеров я бы поднял тему государственно-частного партнёрства. Именно эта форма сегодня позволяет малым инженерным предприятиям, вроде нашего, наращивать объёмы, предоставлять места для высококвалифицированных инженеров, достойно оплачивать их труд, давать возможность расти в творческом плане. Сегодня мы привлекаем и выпускников вузов, и аспирантов, даём возможность им практиковаться в профессии.
Нашему предприятию существенно помогает программа модернизации, поддерживает нас заказами и город, и ряд государственных компаний.
Я надеюсь, что в ходе дискуссий на конгрессе в Комсомольске-на-Амуре будут предложены новые формы привлечения частных небольших предприятий в большие государственные проекты.
Людмила Котова, руководитель инновационного предприятия «Континент-тау»:
- На втором конгрессе инженеров, участником которого я являюсь, мне хотелось бы поднять давно назревший вопрос - о механизмах поддержки частных инжиниринговых и инновационных компаний.
Региональный инжиниринговый центр, созданный как раз в ходе первого конгресса инженеров, уже играет свою роль в плане привлечения таких компаний, как наша, в проекты модернизации более крупного производства.
Но это лишь один механизм формирования спроса на инновационную продукцию. Главное, чтобы этот спрос формировался уже на этапе проектирования новых производств или реконструкции действующих. Заказчик, особенно, если им выступает государство, должен чётко прописывать требования к проекту по новизне материалов и оборудования, требования по возможности выбирать оборудование и материалы местных производителей.
Только в таком случае создание ТОСЭР может стать точкой роста для местных предприятий, особенно инженерной и инновационной направленности. Позволит им привлечь к работе более крупные компании из европейской части страны, привлечь новые технологии, более совершенные подходы к работе.