В настоящее время вопрос о качественном образовании и повышении авторитета именно тех специальностей и направлений, в которых нуждаются предприятия города, края, находятся в центре внимания. В регионе уже более чем достаточно молодых людей, имеющих дипломы юристов и экономистов, но не имеющих возможности устроиться на работу по специальности. Между тем катастрофически не хватает профессионалов, работающих в технических и высокотехнологических областях, востребованных на большинстве промышленных предприятий города.
В этих условиях большое значение приобретает профориентационная работа, средоточием которой является Центр довузовской подготовки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. О его работе рассказывает директор центра Александр Бурков, проректор по учебной работе КнАГТУ, доктор технических наук, профессор.
Профориентация: выбор без ошибки
Попытки оценить профессиональную пригодность человека делались еще в глубокой древности. Уже в древнем Китае в III тысячелетии до н.э. проводили строгий профотбор людей, претендовавших на весьма престижную работу правительственного чиновника. Темы экзамена частенько определял сам император, он же проводил проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов. Конечно, все это можно назвать предысторией вопроса, настоящую профориентационную работу начали проводить значительно позже, на рубеже 19-20 веков, когда развитие крупной машинной индустрии потребовало осуществления профессиональной подготовки значительных масс рабочих.
Вопрос выбора профессии и сегодня остается одним из самых сложных для молодого человека. Особенно в наше время, когда профессиональное образование в значительной мере платное, а получение специальности не гарантирует трудоустройства. Понятно, что свою профориентационную роль выполняют и родители, и школа, и друзья молодого человека. Тем не менее, целенаправленная профориентационная работа, проводимая ЦДП КнАГТУ, является необходимой.
Шагая над пропастью
На протяжении последних лет мы находимся в своеобразной демографической «яме», число выпускников школ в Комсомольске сократилось примерно на тысячу человек. В начале 90-х отмечалась самая низкая рождаемость, а эти ребята как раз и поступают сейчас в вузы. Причем, это проблема не только Комсомольска или Хабаровского края, но страны в целом. Прогнозы различны. По пессимистичным – такое положение будет продолжаться чуть ли не до 2015 года. Более оптимистические предполагают, что выбраться из «ямы» мы сможем уже через два-три года.
В настоящее же время «борьба» идет за каждого выпускника школы. Ситуация осложняется введением в практику единого государственного экзамена. Как ни странно, но с сокращением числа выпускников наблюдалось и снижение качества их знаний, а соответственно и проходного балла при поступлении в вуз. Если в 2003 году, первый год введения ЕГЭ, проходной балл достигал 136, то в 2007 он опустился до 110 – оценка чуть выше «тройки». Особые опасения вызывала подготовка школьников по таким предметам, как математика и особенно физика. Причем, опять-таки, это проблема краевого масштаба. В связи с этим в прошлом году при университете была организована воскресная школа для преподавателей физика школ города. Занятия вели самые квалифицированные преподаватели КнАГТУ, и результаты этой работы можно назвать весьма плодотворными. В частности, по итогам набора нынешнего учебного года, проходной балл вновь поднялся до 125-127. Скачкообразно вырос и конкурс при поступлении в университет – было подано около 4,5 заявлений, т.е. почти 9 человек на место. Понятно, что при практике подачи заявлений сразу на несколько факультетов понятие «конкурс» становится виртуальным, тем не менее, на 501 бюджетное место в нынешнем году претендовали более тысячи абитуриентов. Так что по итогам набора текущего года КнАГТУ был отмечен в числе лучших в крае.
Профориентация пошла в «народ»
Большая часть мероприятий проводится в рамках Нижне-Амурского университетского образовательного округа, который существует с 2003 года. Первоначально, помимо вуза в его состав входили техникумы города, два года назад к этой работе подключились и лучшие школы города, а затем и Комсомольского района.
В настоящее время Центр довузовской подготовки КнАГТУ осуществляет работу по нескольким направлениям: подготовительные курсы, пробное тестирование по технологии ЕГЭ, учебно-педагогическая деятельность в рамках программ "школа - вуз", проведение ежегодных олимпиад и творческих конкурсов для школьников.
Большой популярностью среди старшеклассников города пользуется обучение в лицейских классах при университете. Уже восемь лет проводится подготовка специалистов по семи лицензированным специальностям в филиале вуза в Ванино, в настоящее время там обучаются около восьмисот студентов. К сожалению, в последнее время в значительной степени ограничена сфера деятельности представительств вуза, сегодня они могут выполнять только функции выездной приемной комиссии. И это было отнюдь не решение ректората университета.
С начала 90-х годов ведется работа по организации и координации образовательного процесса в системе непрерывного профессионального обучения (техникум - вуз). Массовый характер она приобрела в 2002 году, с выходом в свет приказа Минобразования????, определяющего порядок развития кафедральных проектов. Таким образом, выпускники техникумов города могут получить высшее образование в КнАГТУ в сокращенные сроки – в зависимости от базового образования и выбранной специальности за 3,5-4,5 года.
Большое внимание уделяется взаимодействию с предприятиями города по целевой контрактной подготовке специалистов. Так, в нынешнем учебном году при финансовой поддержке ОАО «КнААПО» при кафедре самолетостроения вуза был создан малый авиационный факультет для школьников Ленинского округа. О своевременности и необходимости его создания говорит конкурс при зачислении – более трех человек на место.
В настоящее время, по договоренности с ОАО «Амурметалл», ведется работа по созданию малого машиностроительного института при институте компьютерного проектирования, машиностроительных технологий КнАГТУ. С этой целью предприятие уже выделило около десяти миллионов рублей на развитие учебно-лабораторной базы вуза.
Не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое, и сегодня мы постепенно возвращаемся к системе профильной подготовки, практиковавшейся в нашей стране в 60-е годы прошлого века. Как показывает опыт развитых стран Запада, он обоснован и перспективен.
Марина Левина, газета «Местное время», октябрь 2007 г.