Школьники Хабаровского края узнали всё о химических процессах на осенней каникулярной школе в КнАГУ
В стенах Комсомольского-на-Амуре государственного университета с 30 октября по 2 ноября 2023 года прошла осенняя каникулярная школа «Химия нас связала». Основной идеей школы стала популяризация направления «Химическая технология» и более близкое знакомство не только с этим направлением, но и с вузом в целом. Школа организована сектором организации профориентации при поддержке индустриальных партнёров нашего университета: ООО «РН-Комсомольский НПЗ» и ООО «АГМК». Данные предприятия нуждаются в высококвалифицированных специалистах, и там всегда рады выпускникам нашего университета.
Участие в школе приняли учащиеся профильных 9-11-х классов из г. Комсомольска-на-Амуре, г. Советской Гавани, п. Горина, п. Тайги, с. Краснореченского, р. п. Заветы Ильича, п. Хурбы, п. Солнечного, г. Амурска, г. Спасска-Дальнего, г. Белогорска. Всего участниками каникулярной школы стали 52 школьника. Мероприятия прошли в офлайн-формате с использованием информационной онлайн-площадки для абитуриентов КнАГУ А.С.Т.Р.А. astra.knastu.ru.
В день открытия школы с приветственным словом перед участниками выступил проректор по учебной работе КнАГУ Я. Ю. Григорьев: «Дорогие ребята! Мы рады, что нынешние каникулы вы проведёте в стенах нашего университета. На этой неделе мы реализуем две образовательные траектории: одна из них – химические технологии. Цель каникулярной школы – погрузить вас в студенческую жизнь, чтобы вы смогли разобраться в тех будущих профессиях, которые, возможно, станут вашими, чтобы вы смогли, побывав здесь, определиться и сделать правильный выбор в отношении выпускных экзаменов. Тот выбор, который перед вами стоит, повлияет на вашу дальнейшую жизнь. В ближайшие дни вы познакомитесь со всеми факультетами нашего университета. Данная программа реализуется совместно с нашими индустриальными партнёрами, и у вас появится не только возможность познакомиться с профессией, но и посетить те производства, на которых в дальнейшем вы сможете работать. Желаю вам удачи!»
Каникулярная школа «Химия нас связала» прошла в формате квеста: в течение четырёх дней ребята познакомились со всеми факультетами нашего вуза через призму химической науки. На площадках они выполняли тематические конкурсные кейс-задания, итоги которых были подведены в завершающий день каникулярной школы.
Так, на секции «Информационно-коммуникативные технологии в химии» (факультет компьютерных технологий и социально-гуманитарный факультет) участники прошли межпредметные испытания, затрагивающие и знания химии, и знания английского языка. На одном из заданий им необходимо было при помощи таблицы элементов расшифровать послание на английском языке, на другом – решить кроссворд по химии; задания и отгадки были как в графической, так и в языковой форме на английском языке.
Увлекательные химические приключения ждали школьников на площадке «Химия нас связала» (факультет кадастра и строительства): ребята приняли участие в викторине на тему «Химические элементы» и блиц-опросе на тему «Окружающая среда», определяли pH воды. На этой площадке участники каникулярной школы смогли погрузиться в тему охраны труда: познакомились с приборами, используемыми в области охраны труда, и с различными средствами индивидуальной защиты для разных видов работ.
В рамках секции «Разрывная сила» (факультет машиностроительных и химических технологий) школьники познакомились со способом полуавтоматической сварки плавящимся электродом в среде углекислого газа. Задача ребят была верно подготовить образцы перед проведением сваривания, от качества подготовки изменялось и качество сварного шва. У каждой команды был свой уникальный образец. После осуществления сварки школьники выступали в роли «отдела качества» и проводили визуально-измерительный контроль сварных соединений. Затем ребята проводили контролируемый разрыв своих образцов для определения разрывной силы или прочности соединений. Особо качественные сварные соединения некоторых команд даже не разрушались, и образец рвался в других местах! Разрушение сопровождалось негромким хлопком, но момент ожидания разрушения всегда самый волнительный, и ребята с интересом следили за процессом, попутно отмечая, как по-разному деформируется металл и даже нагревается в месте разрушения. На финальном этапе школьники рассчитывали разрывную силу и могли сравнить, чей образец был прочнее и, следовательно, качественнее сварен.
Ещё одной площадкой от факультета машиностроительных и химических технологий стала секция «Качественная химия». В рамках секции школьникам предстояло произвести анализ неизвестной смеси. Все ребята попробовали себя в роли аналитиков: выданную смесь они растворяли, поджигали, смотрели окраску пламени, делали качественные реакции. В результате почти все участники справились на отлично и успешно определили состав выданной им смеси.
На конкурсе «Автоматизация химико-технологических процессов» (факультет энергетики и управления) командам предстояло почувствовать себя настоящими инженерами и за достаточно короткий срок произвести наладку «поломанного» оборудования. В процессе работы школьники познакомились с различными средствами релейно-контакторного управления и силовыми элементами предприятий. Несмотря на повышенную сложность задания, абсолютно все команды справились с поставленной задачей (как минимум наполовину). Школьники применяли знания точных наук на практике, а те, кто проявил больше инициативы, получили более высокие и заслуженные баллы.
В рамках энергетического конкурса (факультет авиационной и морской техники) командам участников было предложено в форме дебатов рассмотреть преимущества и недостатки альтернативных видов энергетики. Ребята подошли к заданию конкурса ответственно: тщательно выбирали вид альтернативной энергетики, «честь» которого им предстояло отстаивать перед командой соперников. Участникам очень понравился такой формат конкурса: он позволил им максимально включиться в работу, проявить свои коммуникативные навыки и способность получить навык донесения до оппонента своей точки зрения.
По итогам пройденных площадок все команды получили сертификаты участников, а призовые места распределились следующим образом:
1-е место – команда «Партия Сигмы»: Пятайкин Павел, Расчёсов Богдан, Таран Александр, Марков Виктор, Обласов Арсений, Калтович Александр.
2-е место – команда «Химиксы»: Кульков Арсений, Соколова Алена, Саяпина Виолетта, Бугаева Злата, Ермошина Марина.
3-е место – команда «NaCl»: Карагодина Екатерина, Першикова Вероника, Шереметьев Кирилл, Агафонова Мария, Дедов Андрей, Лукьянова Наталья.
Номинация «Оч.умелые ручки» – команда «Реактивы»: Плюснина Алина, Богоявленская Полина, Глумов Антон, Доценко Семен, Николаева Карина.
Номинация «Заклинатели химикатов» – команда «Лаборатория Менделеева»: Саблина Александра, Цыган Дима, Молодянова Виктория, Игнатова Виктория, Гавриш Арина.
В рамках каникулярной школы «Химия нас связала» команды посетили с экскурсией ООО «РН-Комсомольский НПЗ». Школьники смогли увидеть территорию завода, ведущий специалист предприятия подробно объяснила работу многих установок.
Ребятам очень понравился такой формат времяпрепровождения каникулярного времени, и они выразили желание посетить дальнейшие наши мероприятия для абитуриентов. Учащиеся 11-х классов выразили желание поступить в наш университет уже в 2024 году и стать частью большой студенческой семьи КнАГУ.