Комсомольский-на-Амуре государственный университет

Komsomolsk-na-Amure state university

28 мар, Четверг
неделя по знаменателю

История кафедры


Кафедра «Технология машиностроения» была образована в 1958 году – всего лишь три года спустя после открытия самого политехнического института (год открытия института – 1955). В те годы занятия проводились только в вечернее время с 19 до 23 часов, т.к. днем студенты работали (как правило, с 8 до 17 часов). Институт так и назывался – «Комсомольский-на-Амуре вечерний политехнический институт». Между студентами и сотрудниками института установились добрые и искренние отношения, тем более, что студенты были ровесниками своих преподавателей или даже постарше их. В 1955 году факультетов было всего два: механико-технологический и строительный. Обучение производилось тоже только по двум специальностям – самым востребованным – «Машиностроение» и «Строительство».Причем своих собственных помещений институт на то время не имел – их охотно предоставили открывшийся годом ранее педагогический институт, политехнический техникум и учебно-производственный комбинат авиазавода, поскольку в городе ощущалось единодушное понимание того, что необходимо скорейшее решение проблемы подготовки высококвалифицированных технических кадров.
В 1957 году был отдельно организован механический факультет, в состав которого год спустя и вошла вновь образовавшаяся кафедра «Технология машиностроения».
Если сейчас кафедра «Технология машиностроения» – это большой коллектив штатных преподавателей и сотрудников, множество лабораторий и аудиторий, то в 1959 году кафедра имела только одного штатного преподавателя, заведующим кафедрой был Обнорский Николай Николаевич. Все остальные преподаватели были совместителями – выпускниками западных вузов, работавших на предприятиях города (в основном, на судостроительном заводе им. Ленинского Комсомола – ЗЛК). Обнорский Николай Николаевич также много лет проработал инженером-конструктором ЗЛК. Кафедре принадлежало всего две аудитории первого корпуса.
Через год короткое время работал на кафедре и был её заведующим Хлавич Петр Семенович, которого уже через два месяца сменил Смирнов Николай Иванович.
Николай Иванович пришел в институт с завода им. Ленинского Комсомола и всю оставшуюся жизнь посвятил преподавательской работе со студентами. Он работал преподавателем кафедры, был ее заведующим, проректором института по учебной работе, деканом механического факультета, доцентом кафедры «Технология машиностроения». Н.И. Смирнов внес огромный вклад в развитие кафедры и в целом института. Под его руководством были созданы и оснащены лаборатории кафедры во втором корпусе. Он внёс большой вклад в методическое обеспечение учебного процесса кафедры.
В 1960 году после окончания Дальневосточного политехнического института на преподавательскую работу в наш институт приезжает Раздобреев Анатолий Хрисанфович, который работает на кафедре ассистентом, потом старшим преподавателем. После окончания аспирантуры он становится заведующим кафедрой, а потом проректором по научной работе.
В 1960 году состоялся первый выпуск инженеров-механиков по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» в количестве 33 человек. Именно им молва приписывала основную заслугу в открытии нашего вуза. Дело в том, что поступили они в политехнический институт в 1955 году сразу на 3-й курс с заочных отделений других вузов (главным образом, из Уральского политехнического института). Костяк группы составляли инженерно-технические работники, занимавшие высокие должности. Из 33-х студентов 29 работали на авиационном заводе, а организатором группы был главный инженер этого предприятия Т.Ф. Сейфи. Практического опыта им было не занимать, а вот нехватка теоретических знаний сказывалась ощутимо. Поэтому и собралась целая группа техников со средним профессиональным образованием, которые работали начальниками цехов, технических бюро и даже заместителями главного инженера.
Сначала поступили они в 1954 году в Свердловский (Уральский) политехнический институт на заочное отделение, а обучение проходили при заводе – летать через полстраны на лекции и зачеты не пришлось. В качестве преподавателей привлекли своих заводских же инженеров, выпускников московских вузов, а методическими материалами их обеспечивал уральский вуз. По всему ощущалось, что назрела ситуация для создания в нашем городе собственного технического института. И вот, в 1955 году вышел приказ об организации в городе политехнического института, куда вся группа и перевелась сразу на 3-й курс, поскольку два курса они уже отучились. Все дипломные проекты выполнялись по заданиям предприятий, защита прошла успешно и все 33 человека получили дипломы инженеров-механиков. Для кафедры «Технология машиностроения» этот выпуск студентов играл особую роль – впервые преподаватели на собственном опыте познали, что значит руководить дипломным проектированием. В тот 1960 год были зал ожены традиции, которым кафедра «Технология машиностроения» следует по сей день.
С начала 60-х годов состав кафедры пополняется выпускниками западных вузов и выпускниками нашего института. Из Горьковского политехнического института к нам приезжает Косенко Анатолий Иванович, а из Уфимского политехнического института – Шарипов Борис Усманович.
Косенко А.И. проработал на кафедре более 10 лет. Долгое время Анатолий Иванович был заведующим кафедрой. В это время кафедра начинает приобретать научный потенциал. Б.У Шарипов. много сил отдал оснащению лаборатории технических измерений. Работал заведующим кафедрой, деканом механического факультета, а затем после преобразования – и машиностроительного факультета.
В 1966 году по уже «проторенной дорожке» прибыл из Горького Щелкунов Борис Павлович и начал свою работу на кафедре в должности ассистента. После окончания аспирантуры работал старшим преподавателем, доцентом. Будучи уже профессором, избирался деканом механического факультета. Борис Павлович проработал в институте до 1999 года.
В 1964 году кафедра выпустила первых инженеров-механиков, окончивших дневное отделение. Этот выпуск тоже был необычным: все выпускники начинали заниматься как вечерники и заочники и были переведены на дневное отделение лишь для окончания учёбы.
Первым деканом дневного отделения механического факультета был Смольков Леонид Сергеевич. Он вёл дисциплину «Режущий инструмент». Леонид Сергеевич проработал на кафедре более 10-ти лет. Его отличало чуткое и доброжелательное отношение к коллегам, особенно молодым.
Танкова Светлана Геннадьевна – профессор кафедры, начала работать на кафедре в 1968 году – сразу после обучения на нашей же кафедре. Уроженка города юности Светлана Геннадьевна поступила учиться в институт в 1962 году – сначала на вечернее отделение, а затем на полноценное дневное, как только его открыли в 1964 году. Два года Светлана Геннадьевна ходила на занятия вечером после работы в узле связи, прежде чем перевелась на дневное отделение. Светлана Геннадьевна мечтала о профессии конструктора или технолога, горя желанием укрощать технику, металл. После окончания обучения при кафедре оставили четырёх выпускников, в том числе и С.Г. Танкову. Заведующим кафедрой в это время был В.В. Жуловян. Светлана Геннадьевна обладает большим практическим опытом в решении учебных и организационных вопросов, имеет непререкаемый авторитет среди сотрудников и студентов.  
В 1970 году кафедра переехала в новое двухэтажное кирпичное здание второго (лабораторного) корпуса. Просторные коридоры здания второго корпуса напоминают заводские благодаря металлическим ограждениям и переплетению воздуховодов и кабелей. Теперь сразу становилось понятно, что здесь учат на машиностроителей, т.к. из-за дверей лабораторий доносятся звуки работы токарных, сверлильных, фрезерных, шлифовальных станков.
В это время на кафедре работали 11 преподавателей. Кандидатов технических наук ещё не было. Учебным мастером лаборатории «Технические измерения» долгое время была Баженова Эмма Ильинична, которая работала в институте с 1963 года. Эмма Ильинична всегда помогала преподавателям в проведении лабораторных занятий по «Взаимозаменяемости и техническим измерениям» и «Метрологии»; участвовала в оформлении методических указаний к лабораторным работам по этим дисциплинам. Эмма Ильинична принимала самое активное участие во всех мероприятиях кафедры. Была душевным и отзывчивым человеком.
В те же годы начинает работать на кафедре Димитрюк Олег Калинович, считавшимся затем одним из старейших преподавателей кафедры. Его отличало добросовестное отношение к своим обязанностям. Олег Калинович вёл основные специальные дисциплины «Технология машиностроения», «Технологическая оснастка», а также руководил дипломными проектами. Олег Калинович всегда был очень интересным собеседником, и умело использовал свой талант при проведении занятий со студентами и в общении с коллегами.
      В 1970 году после окончания Горьковского политехнического института и аспирантуры на кафедре начинает работать кандидат технических наук Кабалдин Юрий Георгиевич. С его приходом на кафедру началось проектирование прогрессивных видов инструментов, применяемых, в том числе на станках с программным управлением. Полученные под руководством молодого ученого технические решения увеличили надежность инструментов в два раза. Заказы на разработанные конструкции инструмента поступали как от местных предприятий, так и от предприятий городов на западе России. В 1972 году кафедра заключила первый хоздоговор по научно-исследовательской тематике с судостроительным заводом им. Ленинского Комсомола. Было получено более 50 авторских свидетельств и патентов. В целом направление оказалось настолько перспективным, что впоследствии его дальнейшая разработка позволили выйти на подготовку на кафедре сначала кандидатов, а затем и докторов наук. В целом, Юрий Георгиевич прошел путь от преподавателя кафедры до ректора университета, ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РФ». Под его руководством проводились международные, региональные научно-технические конференции в университете. Он внес огромный вклад в научный потенциал кафедры и университета в целом: им подготовлено 30 кандидатов наук и 6 докторов технических наук, написано 13 монографий и более 200 научных публикаций.
Кафедра постоянно развивалась, и в 1975 году был проведен набор на 1 курс очного отделения уже в количестве 150 человек.
В 1979 году при кафедре «Технология машиностроения» была открыта заочная аспирантура под руководством заведующего кафедрой, бывшего тогда ещё доцентом, Ю.Г. Кабалдина и начата подготовка специалистов высшей квалификации – кандидатов технических наук.
В 1981 году заведовать кафедрой стал Мокрицкий Борис Яковлевич – выпускник нашего института, бывший тогда кандидатом технических наук, доцентом (сейчас Борис Яковлевич является доктором технических наук, профессором кафедры). С началом его заведования связан подъем студенческой научной работы, изобретательской деятельности. Борис Яковлевич был признан лучшим изобретателем края.
1983 год для кафедры был юбилейным. Она отметила свое 25-летие. В составе кафедры работало 16 преподавателей, 9 сотрудников, 1 младший научный сотрудник. Из них 16 человек – выпускники кафедры разных лет.
В 1984 году организовано студенческое конструкторско-технологическое бюро. Заказы на разработки СКТБ поступают со всех концов страны, включая заводы Москвы, Томска, Тольятти и других.
Постоянно расширяется количество и объем хоздоговорных научно-исследовательских работ, охватывая кроме предприятий Комсомольска-на-Амуре заводы и организации в других городах (Хабаровск, Арсеньев, Томск). Было установлено тесное научное сотрудничество с Московским станкостроительным, Горьковским политехническим и Харьковским физико-техническим институтами.
В 1985 году на кафедре была открыта новая специализация «Технология роботизированного производства» и проведен первый набор на 1 курс.
С 1986 по 1989 год проводился набор на специальность «Автоматизация производственных процессов в машиностроении». Основной вклад в открытие новой специальности внес Шпилев Анатолий Михайлович.
В 1991 году при кафедре открывается очная аспирантура.
В 1994 году благодаря большой предварительной работе со стороны Ю.Г. Кабалдина при вузе был образован специализированный совет по защите кандидатских диссертаций по специальности «Технологии и оборудование механической и физико-технической обработки».В этом направлении работы роль профессора Кабалдина Ю.Г. трудно переоценить. Первыми аспирантами-выпускниками, успешно защитившими диссертации, имеющие существенное научное и практическое значение для Дальнего Востока, стали Сарилов Михаил Юрьевич (ныне уже являющийся доктором технических наук, профессором, заведующим кафедрой «Машины и аппараты химических производств») и Санкеев Игорь Леонтьевич. Это стало большим достижением не только кафедры «Технология машиностроения», но и КнАГТУ в целом.
На кафедре также велись научно-исследовательские работы по госбюджетной тематике в рамках программы «Дальний Восток России». Эти работы были направлены на совершенствование режущего инструмента и инструментальных материалов, диагностики состояния системы резания. Разрабатывались автоматизированные стенды для управления различными параметрами процесса резания. Аспиранты и соискатели нашей кафедры, работавшие по различным направлениям этой тематики, теперь уже являются кандидатами технических наук, доцентами.
С 1996 года на кафедре открылось новое направление обучения – «Метрология, стандартизация и сертификация».
В 1997 году состоялся первый выпуск бакалавров по направлению «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств». В этом же году новоявленные бакалавры техники и технологии получили возможность поступить в открывшуюся при кафедре магистратуру по двум направлениям: «Динамика и акустика станочных систем» и «Технологическое обеспечение качества изделий машиностроения».
С 2007 по 2012 год заведующим кафедрой являлся Биленко Сергей Владимирович, доктор технических наук, профессор. Сергей Владимирович хотя и является выпускником кафедры «Промышленная электроника», но его научная работа проводилась под руководством Ю.Г. Кабалдина. С.В. Биленко также являлся помощником ректора по информатизации учебного процесса.
С сентября 2012 по по настоячищее время  обязанности заведующего кафедрой исполняет Верещагина Александра Сергеевна, кандидат технических наук, доцент – выпускница кафедры по направлению «Метрология, стандартизация и сертификация» первого набора.
 Преподавательский состав кафедры «Технология машиностроения» сформирован из выпускников нашего института. Многие из них закончили аспирантуру, защитили диссертации, получили ученые степени кандидатов и докторов технических наук и работают на кафедре профессорами и доцентами: Пронин Александр Иннокентьевич, Серебренникова Анжела Геннадьевна, Щелкунов Евгений Борисович, Виноградов Сергей Владимирович, Кравченко Елена Геннадьевна, Медведева Ольга Ивановна, Олещук Валентина Александровна, Саблин Павел Алексеевич. Преподаватели кафедры постоянно участвуют в научно-технических и методических конференциях, публикуют статьи в различных научно-технических изданиях.
Традиционно кафедра имеет творческие связи с различными НИИ и учебными вузами России, стран ближнего зарубежья, академическими институтами Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Хабаровска и др.
История кафедры интересна и познавательна и неразрывно связана с историей развития всего университета.